Жилье в самом сердце Киева становится все более опасным. Даже владельцы шикарных апартаментов в старинных домах разучились спокойно спать. Потому что стены трещат. За их окнами - стройплощадки. Незаконные. Киевляне против. Только их никто не слышит.
Под Кабмин и Киевскую мэрию - как на работу. В руках плакаты, в сердцах - обида. Их квадратные метры трещат по швам.
Пока никто не выселяет, и они уже сами рады чемоданы собирать, потому что жить страшно. Даже в дореволюционных домах с евроремонтом.
Любовь Пшегорлинская, жительница аварийного дома: "Начался рушиться дом, стены рушатся, это не исключено, что стена вообще упадет, это я обои не снимаю, а так туда рука, наверное, влезет. Основная несущая стенка, - кругом трещены".
Из балкона зрелище не для слабонервных - трещины на доме, как кружева. От этого у некоторых уже фобии начались.
Виктор Зуй, житель аварийного дома: "Здесь просто не реально спастись, ни одна пожарная машина не подъедет в этот дворик. Все окна моей квартиры выходят в этот двор, спасаться не реально".
Фото из "Теней забытых предков", рабочие моменты снятия, домашние архивы, - это уникальное сокровище под угрозой, - говорит Светлана Параджанова - бывшая жена классика украинского кино. Квартира ее родителей в самом сердце столицы. Дом - памятка архитектуры. И под ним копают подземный паркинг для жителей новой "элитки".
Светлана Параджанова, жительница аварийного дома: "Дом даст трещину, и люди останутся без квартир".
Плачут и стены музея медицины. Возле котлована рыли, от вибраций здание потрескалось.
В диораму экскурсии уже не водят, зал обесточили, - боятся короткого замыкания. Над медицинской историей топор давно висит, - здания 155 лет. Ни одного капремонта. Музей пережил две войны, оккупацию и несколько революций. А вот добьет таки "незаконная" высотка под окнами, - говорит директор.
Успешно и уверенно старый Киев по живому режут. В бетон и стекло запакованы все центральные улицы. Интересно, что по многим адресам строительство запрещено. Разрешения на сведение небоскребов отозвало государственное управление охраны культурного достояния. Впрочем, районные и городские власти вместе с частными строителями на тот запрет не учитывают.
Руслан Кухаренко, руководитель управления охраны памяток истории и культуры: "Это строительство является незаконным, но строители действуют вопреки действующим нормативам. Почему, когда люди бьются, то они приезжают и разнимают, и сажают в каталажку, почему, если человек разрушает памятку истории и культуры, ее в таком же случае не забирают и не выясняют, почему он так делает, это вопрос".
Строить нельзя, люди против, дома трещат, а работа кипит. Из окна весь процесс виден. А как выстроят, глаза жителей будут упираться в кирпичную стенку.