Мобильные операторы будут продавать бюджетные
мобильные телефоны по льготной цене. Еще в декабре по этой схеме начал работать "МТС-Украина", а в скором времени подобные программы развернут Beeline и "Астелит". Это единственный способ найти новых клиентов в условиях, когда мобильные операторы уже подключили к своим сетям практически всех потенциальных абонентов (реальное проникновение составляет 76 %, номинальное - 120 %). Операторы надеются привлечь наименее охваченные на сегодняшний день мобильной связью слои населения - пенсионеров и детей путем субсидирования покупки телефонов при условии подключения к сети.
В "МТС-Украина" сообщают, что оператор собирается продавать телефоны под собственным брендом. "Сейчас мы изучаем предложение нашего стратегического партнера - компании Vodafone. Мы выбираем те
телефоны, которые лучшее всего подойдут для нашего рынка", - рассказал директор по маркетингу "МТС-Украина" Василь Лацанич. По такой схеме сейчас будут активно реализоваться только бюджетные телефоны, отмечает он. Однако в перспективе, возможно, будут субсидировать более дорогие модели, не исключают в компании.
"На развитых зарубежных рынках субсидии по терминалам могут доходить до 150-200 евро. Стратегия строится на том, чтобы "привязать" к себе абонентов. Но такая модель оправдана на рынках с высоким ARPU (среднемесячный доход с одного абонента) - не менее 20 евро. На рынках же с низким ARPU (в Украине - около 40 гривен) эта модель не работает", - говорит Лацанич. Основной объем продаж мобильных телефонов в Украине приходится именно на бюджетные модели. На долю телефонов нижнего ценового сегмента (до 130 долларов США) в 2009 году пришлось около 58 % всех продаж (в 2008 году - 42 %), сообщает Unitrade Group.
В портфеле "МТС-Украина" на сегодняшний день уже есть партнерские проекты по продаже телефонов. Продажа комплекта подключения "Jeans МТС", состоящего из SIM-карты и телефона Alcatel ОТ-303 началась с 1 декабря 2009 года. Оператор предлагает приобрести комплект за 349 гривен, после чего в течение 10 месяцев эти средства возвращаются на счет абонента в виде ежемесячного бонуса в размере 35 гривен. Также показательным является старт продаж в России в сентябре аппарата МТС 236 - первого телефона, выпускаемого под брендом мобильного оператора. Изначально модель была разработана китайской компанией ZTE для оператора Vodafone. В случае успеха проекта оператор намеревался продавать телефон и в Украине.
Операторы второго эшелона также проявляют интерес к субсидированию телефонов, но своих планов не детализируют. "Мы никогда не отвергали идею реализации sim-карт с брендированными или субсидированными телефонами. У подобных предложений есть потенциал, и они могут быть интересны клиентам", - утверждает глава службы по связям с общественностью "УРС" (ТМ Beeline) Ирина Леличенко. Не исключают возможности запуска подобных продуктов и в "Астелит" (ТМ life).
Однако, лидер мобильного рынка пока что не стремится следовать примеру "МТС" и субсидировать абонентам покупку мобильных телефонов. По утверждению начальника департамента по связям с общественностью компании "Киевстар" Жанны Ревновой, на данный момент планов развивать это направление у оператора нет. "Продвижение и
продажа телефонов никогда не была стратегическим направлением для оператора. Компания никогда не стремилась заниматься непрофильным бизнесом. Негативные примеры подобного опыта имеют российские операторы, которые договорились с Apple о продаже iPhone. Поэтому мы пошли по пути разделения доходов с нашими дилерами, которым и отдали это направление, а сами сконцентрировались на предоставлении услуг связи. В целом, это весьма узкое, нишевое направление, которое имеет смысл развивать, например, при работе в корпоративном сегменте", - уверяет Ревнова. "Киевстар" предоставляет
скидки на телефоны только для новых бизнес-абонентов. При этом размер субсидии зависит от выбранного тарифного плана.