Народный депутат от БЮТ Антон Яценко предлагает Верховной Раде создать государственный регулятор на рынке электронной коммерции. Интернет-компании опасаются, что таким образом им навяжут новую Тендерную палату, пишет «Дело».
Яценко, сооснователь Тендерной палаты, выступает за усиление контроля за деятельностью интернет-магазинов. Согласно разработанному депутатом законопроекту №6086-1 от 4 марта «Об электронной коммерции», функции контролера должен выполнять специальный орган при Министерстве транспорта и связи или же Государственная служба спецсвязи и защиты информации.
В целом участники рынка не против закона. Так, директор одного из крупных интернет-магазинов бытовой техники «Технотрейд» Константин Сокура уверяет: госрегулирование очистит рынок от «бесчисленного множества фирм, которые сейчас может создать каждый студент, и демпингующих онлайн-продавцов».
Однако проект закона содержит ряд норм, которые вызывают опасения у игроков рынка. В частности председатель правления Интернет-ассоциации Украины Татьяна Попова обращает внимание на норму законопроекта, которая предполагает появление «общественного формирования, которое обеспечивает систему электронной коммерции». В этот орган войдут лица, имеющие право составлять протоколы об административных нарушениях при ведении коммерческой деятельности в Интернете. Участники рынка в неофициальных комментариях проводят параллели между нормой об этом общественном формировании и Тендерной палатой на рынке государственных закупок, которую обвиняли в монопольном положении и коррупции.
Антон Яценко сообщил, что норму об общественном формировании ввел не он, а юристы, участвующие в написании законопроекта. По его предположению, под «общественным формированием» имеется в виду комитет по защите прав потребителей. Однако комитет по защите прав потребителей является государственным органом центральной власти, и не является общественной организацией.
Не менее спорно требование о том, чтобы регистрацией доменного имени интернет-магазина занималась только госструктура. На государство, согласно законопроекту, ложится также функция ведения реестра электронных сделок. Это означает, что все интернет-магазины будут вынуждены отчитываться специально созданному органу о каждом проданном утюге, соковыжималке, любых других реализованных товарах. Игроки рынка не исключают, ведение такого реестра для представителей бизнеса может оказаться платным. Соответствующие решения могут быть приняты впоследствии другими законами.