Сеть гипермаркетов Praktiker не будет расширяться до конца этого года.
Об этом заявил генеральный директор ООО «Практикер Украина» Михаэль Трапп на открытии четвертого гипермаркета стройматериалов в Киеве.
«Мы рассматриваем абсолютно все возможности вариантов развития в регионах как в качестве якорного арендатора, так и арендатора отдельно стоящих зданий,— говорит Александр Забара, директор отдела развития ООО «Практикер Украина».— Причем переговоры по развитию проектов ведутся с различными операторами рынка в разных областях Украины. Потому как в Украине нет ни одного ритейлера, который бы покрывал всю территорию Украины».
При этом компания не рассматривает возможности аренды уже готовых торговых площадей, так как они не соответствуют требованиям группы. Хотя в «Практикер Украина» не исключают возможности строительства своих гипермаркетов. По словам экспертов рынка, сейчас достаточно благоприятная ситуация на рынке земли.
«Можно достаточно недорого приобрести землю по сравнению с 2008 г. А вот ожидания платежеспособности населения, темпы развития жилищного и индивидуального строительства — они упали сильно»,— считает Олег Шандар, глава правления АО «Новая Линия».
Так, например, за земельный участок на средней стадии согласования продавцы просят $250 за будущий метр. Тогда как до кризиса цены начинались от $1000.
«Сегодня земельными участками могут интересоваться разве что торговые сети, в частности крупные продуктовые ритейлеры, операторы DIY, которые готовы самостоятельно развивать проекты под себя,— говорит Сергей Сергиенко, управляющий партнер CB Richard Ellis в Украине.— Но, в то же время земля интересует их в меньшем объеме и по цене намного дешевле, чем до кризиса».
В то же время свои дальнейшие планы по развитию бизнеса в Украине в компании не раскрывают. Говорят лишь, что расширение запланировано на 2011 г., и через полгода будут названы города, на которые распространится присутствие DIY-сети. Не исключено, что следующими городами станут Симферополь и Одесса, которые планировалось запустить в 2009 г.
«Инвесторы, которые должны были построить магазины под нас, из-за финансового кризиса не смогли реализовать эти проекты в срок,— говорит Александр Забара.— Но эти проекты не заморожены, они до сих пор рассматриваются, но уже на следующий год».
Участники рынка утверждают, что дальнейшее развитие сети будет во многом зависеть от объемов инвестиций в DIY-сети.
«Если мы говорим о нескольких десятках миллионов, то это будет долгий и мучительный путь,— считает Олег Шандар.— А если речь идет о ста и более миллионах долларов — то это реально. Хотя с украинской бюрократией и теми сложностями, с которыми сталкиваются особенно иностранные инвесторы, — сложно».
Объем инвестиций ритейлера «Практикер» составляет порядка EUR50 млн., а в киевский гипермаркет — EU11 млн. Чистая выручка группы в 2010 г. составила EUR3,7 млрд. Отчет компании за 2009 г. еще недоступен. Но по данным промежуточного отчета за три квартала 2009 г., чистая прибыль компании сократилась на 87,5%. При этом продажи в Украине выросли, но за счет увеличения количества гипермаркетов с одного до трех.