Председатель Верховной рады Владимир Литвин рассказал в интервью изданию "Коммерсант-Украина" о деталях "парламентской кухни". В частности, комментируя синхронные голосования членов Партии регионов и коалиции по команде Михаила Чечетова (ПР), спикер пояснил: "Получив в пятницу проект плана работы на следующую неделю, каждая фракция поручает своим специалистам дать предложения и краткую аннотацию каждого законопроекта. На основании этого на заседании фракции определяется позиция по тому или иному документу. И ставится что-то вроде крестика или минуса. В этом есть своя мотивация, свой взгляд, включая и корпоративный. Если законопроект имеет явно лоббистский характер, то возникают вопросы: или сделать взаимозачет (сначала вы за мой законопроект проголосуете, потом я за ваш), или подставить ножку".
При этом Литвин признал, что при принятии законов проявляется все: и политический расчет, и государственная позиция, и желание насолить конкуренту. "Естественно, в рамках коалиции происходит обмен мнениями по наиболее принципиальным вопросам. То же самое, насколько я знаю, происходит и на заседаниях оппозиционного правительства – вырабатывается позиция: плюс или минус. Обратите внимание, часто представители оппозиции голосуют за те законопроекты, которые идут от правительства, если, по их мнению, в них есть здравый смысл. То же самое происходит, но намного реже, когда большинство голосует за законопроекты оппозиции. Почему реже? Потому что представители оппозиции стоят на том, чтобы вытянуть из власти максимум социальных платежей в интересах населения. И в этом нет ничего плохого, они таким образом подталкивают власть к тому, чтобы она изыскивала резерв и первой предлагала использование этих резервов в интересах людей", - отметил спикер.
Он также подчеркнул, что есть и принципиальные вопросы, по которым, к примеру, фракция коммунистов "никогда не голосует и, очевидно, голосовать не будет". "То же и в блоке Литвина – есть ряд моментов, по которым фракция не будет голосовать независимо от увещеваний. И может проголосовать синхронно с представителями оппозиции. Дошло до того, что меня даже начали называть оппозиционером во власти. Но я просто считаю, что должен быть диалог, и если есть принципиальные разногласия, их нужно просто обсудить, изложить все точки зрения и выйти на приемлемое решение", - заявил Владимир Литвин.
В ответ на реплику журналиста, что при таком подходе можно просто собираться спикеру, трем главам фракций и ответственному за "тушек" и решать все вопросы, спикер отметил: "Мы с вами констатацией этого факта не откроем большой тайны. К большому сожалению, проблема не в том, что политики не всегда прислушиваются к аргументам, а в порочности избирательной системы, при которой депутат все больше напоминает крепостного".
Председатель парламента подчеркнул, что систему нужно сделать открытой. "Понятно, что сейчас депутата загоняют в стаю, и выбиваться из нее человеку отнюдь не просто и не всегда хочется. Потому что он сразу будет подвержен критике, остракизму. Сегодня в парламенте наблюдается нивелирование личности. Вы же, наверное, обратили внимание, что, когда голосуются те или иные поправки, я критикую комитет, который их не учел, апеллирую к депутатам. Говорю: "Вдумайтесь, здесь хорошее предложение, которое облагораживает документ". Но, к большому сожалению, вы правы в том, что установка – превыше всего. Гибкости поучиться нужно, политическому чутью, умению находить компромисс", - резюмировал он.