Тариф на проезд в метро за последние почти два года вырос в четыре раза, а уровень предоставляемых услуг не то что не улучшился, а значительно ухудшился. Ведь раньше пассажир ждал поезд вдвое меньше времени, чем сейчас
Бесспорно, метрополитен – удобный и быстрый вид транспорта. Только вот чиновники КГГА почему-то этим удобствам предпочитают простои в пробках на авто. Мэр Черновецкий за более чем четырехлетнее правление спускался в подземку два раза. Эти вылазки тщательно планировались во избежание встречи градоначальника с толпами пассажиров. Киевлянам же приходится "мариноваться" ежедневно.
И не только из-за сезонного увеличения количества людей в городе, но и из-за увеличения интервалов движения поездов. Если бы чиновники чаще ездили в метро и чувствовали на себе все "прелести" давок, возможно, ситуация изменилась бы. А менять есть что.
Хаос в час пикИтак. Утренний час пик, ст. "Минская". На перроне огромная толпа. На часах, отсчитывающих интервал движения поездов, высветилось "1:00". Подходит состав, и люди вваливаются в вагоны. На ст. "Петровка" добавляется еще несколько десятков пассажиров. Все прижимаются друг к другу, ведь свободного места нет. Такая плотная "притирка" продолжается до "Майдана Незалежности", где большинство делают пересадку.
Переходим на ст. "Крещатик". Первый поезд в сторону Святошино приходит через 40 секунд. За это время на перроне выстраивается толпа. Второй состав прибывает без малого через минуту. Людей еще больше. Из-за этого посадка-высадка пассажиров длится почти минуту. Помнится, несколько лет назад на "красной" линии в час пик поезда ходили с интервалом в 20 секунд!
Та же картина на Сырецко-Печерской линии (практически всегда проблематично втиснуться в поезд на "Позняках", "Осокорках"). Некоторые пассажиры хитрят – едут на "Харьковскую" чтобы попасть вагон и доехать на Правый берег. После часа пик количество составов на линиях резко сокращается. В обед, например, на Куреневско-Красноармейской и Сырецко-Печерской линиях интервал движения поездов порой доходит до 4 минут! В час дня на ст. "Почтовая площадь" можно и не влезть в поезд, следующий в сторону центра, – народ просто вываливается из открытых дверей!
Вечер. После 18:00, когда большинство людей возвращаются с работы, на той же ст. "Крещатик" поезда в сторону Левого берега нужно ждать больше минуты, и за это время скапливается масса народу. На Куреневско-Красноармейской линии от ст. "Майдан Незалежности" поезда забиты под завязку. И только на "Петровке" большая часть пассажиров выходит. На "синей" линии в вечерний час пик поезд нужно ждать почти полторы минуты. А на Сырецко-Печерской в 21:00-22:00 поезда на той же "Лукьяновке" в сторону "Позняков" можно ждать 8-9 минут! И все бы ничего, но за это время на перроне собирается огромная толпа.
Все дело в убыткахВ метрополитене поясняют, что увеличение интервала движения поездов связано с кризисом. Мол, пассажиров в подземке стало меньше, поэтому и выпускают на линии меньше составов. Получается, тариф на проезд в метро за последние почти два года вырос в четыре раза, а уровень предоставляемых услуг не то что не улучшился, а значительно ухудшился. Ведь раньше пассажир ждал поезд вдвое меньше времени, чем сейчас. В мэрии это признают, но говорят, что всему виной убыточность подземки (лишь в 2009 г. убытки составили более 200 млн грн).
– В связи с тем что метрополитен убыточен, не удается приблизить интервалы движения поездов к максимально возможным, - заявил Василий Яструбинский, начальник ГУ ценовой политики КГГА. – При СССР такой интервал был на многих линиях, а сейчас, особенно в позднее вечернее время, он несколько уменьшился. Но это не из-за нежелания метрополитена работать, а из-за отсутствия денег. Тариф в 50 копеек покрывал затраты только в 2000 году, а затем они лишь увеличивались, но расценки оставались неизменными. Были еще более-менее дотации из бюджета, но индекс инфляции вырос. Финансовая ситуация резко ухудшилась. Все это повлияло и на качество услуг. Не сказал бы, что в метрополитене и сейчас есть значительный резерв для удержания нынешнего уровня на долгий период, потому что себестоимость перевозки одного пассажира составляет 2 грн 41 коп.
В свою очередь, главный экономист КП "Киевский метрополитен" Людмила Шаблий поведала, что большой интервал движения поездов связан и с тем, что руководство подземки экономит электроэнергию. Странно, не проще ли чиновником метро проверить тысячи киосков возле станций, ведь электричество они берут из подземки, о чем свидетельствуют тщательно замаскированные траншеи, ведущие к ларькам.
Впрочем, г-жа Шаблий уверена, что нынешний интервал достаточный для комфортного проезда пассажиров. Да, в часы пик киевляне стоят чуть ли не на головах друг у друга!
– Сокращение интервала движения поездов не планируется, – заявила Людмила Николаевна. – В прошлом году мы учитывали пассажиропоток, загрузку вагонов и после этого рассчитывали интервал. При этом загрузка вагонов не увеличилась. Экономить нужно. В прошлом году мы снимали 37 вагонов с линий только из-за того, что у нас нечем было их отремонтировать. Сейчас ожидаем закупки 100 вагонов по лизингу. С введением в эксплуатацию станций "Демеевская", "Голосеевская" и "Васильковская" необходимо 50 вагонов.
Г-жа Шаблий все же допустила, что остальные полсотни вагонов будут использовать для уменьшения интервалов движения.