Знаете ли вы, что едят современные школьники во время переменок? Думаете, детей кормят медсестры-диетологи пирожками, булочками или котлетками в тесте, как обещали в киевской мэрии в начале 2009-2010 года? И глубоко заблуждаетесь, поколение "пепси-лайт" уже давно отдает предпочтение другим продуктам. Пока родители далеко и не могут проконтролировать свое великовозрастное или не очень чадо, подростки покупают чипсы, сухарики, сладкую газированную воду и другие убийственные для организма продукты.
Приказ, согласно которому в школах запрещена продажа чипсов, газированной воды, кваса, сухариков, орешков и других не очень полезных продуктов, был подписан министром образования Станиславом Николаенко еще в августе 2006 года. А детвора и сегодня, в 2010 году, умудряется пополнять свои запасы "мусорной пищи" без проблем и без отрыва от производства, то есть во время учебного процесса. И в этом им помогают торговые точки, которые словно по мановению волшебной палочки, появились поблизости каждой школы. В лучшем случае они расположены в 100 метрах от учебного заведения, а бывает, киоск от территории ближайшей школы отделяет всего… хиленький заборчик.
Небольшая удаленность от школы обеспечивает постоянные аншлаги возле киосков. И если учеников младших классов, как призналась одна из учительниц киевской школы (не пожелавшая, правда, назваться – прим.авт.), еще как-то можно проконтролировать, не выпуская за территорию школы, то уже со старшеклассниками ситуация похуже: им достаточно даже небольшой переменки, чтобы выскочить на улицу и купить все необходимое. И мороз, дождь в этом не помеха. А уже после уроков у киосков образуются очереди.
Как утверждает психолог Нина Ямпольская: "Покупка школьниками вредной, с точки зрения взрослых, продуктов обусловлена тем, что, во-первых, это вкусно. Ароматизаторы, усилители вкусов и прочие синтетические добавки просто-таки заставляют снова и снова идти, например, за чипсами, потому что обычная булочка уже не способна подарить такое наслаждение вкусом, как те же снеки из картофеля. И, во-вторых, это присущая большинству подростков тяга быть не хуже других: если Ваня из шестого класса ест чипсы, то и Петя из пятого будет выбирать то же самое. Дети хотят быть частью социума".
Также психолог согласна с тем, что в желании детей вместо обычных пирожков и печенья покупать неполезную пищу виновата… реклама, которая практически навязывает стиль поведения детворе. Гамбургер, сладкая вода, жевательная резинка, которую "раскручивают" рекламщики, становится для детей символом популярности и успеха. К сожалению, не многие взрослые могут устоять перед силой рекламного слова, а уже что говорить о детях.
Несмотря на то что в этой торговой точке на Оболони, также как и в большинстве аналогичных, которые удалось обойти, не продавался алкоголь (спиртное и сигареты запрещено продавать в торговых точках в радиусе 500 м от учебного заведения, хотя, как уже выяснили ранее журналисты, спиртное детям в Киеве все-таки продают – прим.), в них было все, что диетологи не рекомендуют есть детям. А именно: чипсы, сухарики, мороженое, раки к пиву, жевательные резинки и другие продукты.
На первом месте по популярности у школьников в тот день были барабольки: снеки из картофеля, которые производятся в соседней Белоруссии.
Барабольки. Продукт, как было указано на пачке, прошел сертификацию в Российской федерации. На вкус он, конечно, слабо напоминает чипсы, зато стоит пакетик дешевле любимого американцами аналога: всего 2 грн., вместо 2,5-3 грн.
Жидкие конфеты. На втором месте популярности были жидкие конфеты Sour spray. Емкость сладости напоминает небольшой баллончик с распылителем. Ощущения от распыления странные: жевания никакого, а язык сладкий. Стоит конфета от 3,5 грн. (цена зависит от объема спрея).
Кислые "долгоиграющие" конфеты. Кислые конфеты, со вкусом колы и яблока, поразили журналиста своей формой: длинная полоска да еще кислая на вкус, конечно, может понравится школьникам тем, что она "долгоиграющая". То есть жевать ее можно долго, да и синтетических добавок, а также "Ешек", которое было написано на этикетке, было на удивление минимально. И опять же этот продукт тоже, как было написано на упаковке, прошел сертификацию в России. Стоят эти конфетки – 2 грн.
Что еще можно сказать, кроме того, что все купленное школьники с удовольствие поглощали, даже не вспоминая о запретах, которые регулярно озвучивают и учителя, и родители. Наверное, то, что слов в данном случае мало, так же как и запретов на продажу вредных для здоровья продуктов. И действовать надо другими методами и на государственном уровне, проявляя заботу не о доходах предпринимателей, а здоровье нации, которая растет, к сожалению, на чипсах, барабольках и сладкой воде