5 месяцев эксплуатации новой линии скоростного трамвая в Киеве показали – на деле "скоростной" транспорт остался таким же устаревшим и медленным, как и до реконструкции, в которую, между прочим, было вложено 420 млн. грн. бюджетных средств. Шансы на то, что проект "доведут до ума", то есть сделают таким быстрым и комфортным, как это было обещано, невелики.
31 марта столичная власть планирует "окончательно" запустить скоростной трамвай, который призван был существенно повысить скорость и комфорт поездок киевлян этим видом транспорта. После "первого" (в октябре 2010-го) запуска скоростного трамвая многие киевляне испытали разочарование: линия сменила облик, но наболевшие проблемы, которые должны были решиться после реконструкции, никуда не делись. В часы "пик" поезда снова забивались "под завязку", а случаев поломки вагонов, казалось, стало даже больше.
Обновленная линия скоростного трамвая была официально открыта после трехлетнего строительства. Среди главных "фишек" проекта назывались высокая скорость движения (выше 60 км/ч) и комфортность поездки. Но то, в каком виде работает проект сегодня больше напоминает косметический ремонт, нежели коренную модернизацию.
С момента запуска, помимо старых поездов, на линию выпустили всего 15 новых трамваев, которые разве что "раскрасили общую картинку", но существенно не улучшили условия поездки.
Буквально сразу стали проявляться скрытые ранее проблемы проектирования. Так, обнаружилось недостаточно тщательное тестирование подвижного состава. Трамваи, хоть и двигались с низкой скоростью (20-25 км/ч), сходили с рельс или попросту ломались. Курьезным был случай с новым трамваем, в котором из-за брака не открывались двери на остановках. Создается впечатление, что новую линию и поезда по сути никто серьезно вообще не тестировал. И это при том, что линия получила сертификат соответствия действующим украинским нормам.
В то же время, уровень комфорта на линии должен все же улучшиться, если "Киевпасстранс" выполнит план по ремонту 80 вагонов и закупке 20 поездов.
Сегодня трамваи на линии продолжают двигаться на небольшой скорости (не более 30 км/ч), отставая от маршруток и даже автобусов, вынужденных стоять на светофорах.
По словам заместителя директора Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института городского хозяйства Леонида Збарского, для того, чтобы трамвай вышел хотя бы на скорость 60 км/ч необходима укладка магистральных рельс длиной 25 метров.
"Рельсы (для скоростного трамвая - ред.), по всем нормам, которые у нас существуют, не говоря уже про мир, должны быть магистральными. А магистральные делаются длиной только 25 метров. Сначала уложили рельсы по 6 метров длиной, но это просто брак. Их все убрали. Сейчас остались рельсы 12,5 метров. Допускаются рельсы 12,5, но не для скоростных линий", - отмечает Збарский.
Немаловажным стало и то, что за все время существования линии, по словам Збарского, был приобретен только один трамвай, предназначенный для работы на скоростной линии (75-80 км/ч). В СНГ такие вагоны выпускаются в России для Волгоградского скоростного трамвая.