Написати нам  -  Розмістити статтю  -  Телеграм  -  Facebook  -  YouTube.новини  -  На головну 


   

На что хватит денег из бюджета, если не воровать


Бюджет Украины 2011 года очень скупо оплачивает работу тех, кто получает за нее деньги из казны — это врачи, учителя и прочие. Их и так небольшие доходы в нынешнем году вырастут только на размер инфляции. «Сегодня» подсчитала, сколько можно было бы сэкономить денег, если каждая государственная копейка, выделенная на те или иные статьи расхода каждому министерству и ведомству, дошла бы по назначению, а не уплыла в карманы нечистых на руку чиновников. В качестве экспертов мы привлекли депутатов-оппозиционеров: министра финансов теневого Кабмина Андрея Сенченко (БЮТ) и замглавы комитета промполитики Верховной Рады Ксению Ляпину (НУНС). Оказалось, можно сэкономить более 6 млрд грн. (см. инфографику). Их хватит на то, чтобы, например, каждому учителю платить в месяц на 1000 грн. больше. И это только очень беглый подсчет. Наверняка можно было бы найти еще больше резервов, если копнуть более глубоко
ГДЕ ДЫРА. По мнению Сенченко, есть четыре основные огромные «дыры», куда утекают казенные гривни: это капитальное строительство, ремонт и строительство дорог, госзакупки (оборудование, лекарства, автомобили, оргтехника, топливо) и подрядные работы (ремонт зданий, монтаж оборудования). «Можно сказать, что там отмывается около 30 копеек с каждой гривни, а то и более, — утверждает Сенченко. — Особенно, если заключается тендер на покупку у одного участника». Ляпина считает, что для экономии нужно также избавляться от бюджетных структур-«кровосисов», польза от которых сомнительна: «Возьмем, например, агентство по иностранным инвестициям, экологическим инвестициям — зарубежный инвестор к нам не идет, потому что боится нестабильности, зато есть целая госструктура, которая якобы обеспечивает оптимальное вложение этих инвестиций. Также нужен серьезный госконтроль за строительством и ремонтом дорог».

«Хорошо, что в бюджете три четверти расходов — это текущее потребление (выплата зарплат бюджетникам, содержание школ и больниц), поэтому меньше возможность украсть, — иронизирует финансовый аналитик МЦПИ Александр Жолудь. — Там, где есть возможность (тендеры, госзакупки), примерно четверть средств воруют. Для борьбы с этим нужна максимальная открытость, чтобы любой мог увидеть, на что потрачены госсредства. И если окажется, что один кирпич стоит 100 грн., «компетентные органы» должны реагировать, невзирая на лица. Иначе воровство не побороть».

Нардеп Ирина Горина от Партии Регионов утверждает, что ситуация все-таки улучшается: «На днях взяты под стражу начальник департамента госзакупок и замминистра экономики, которых уличили в злоупотреблениях. Мы воюем с коррупцией, и эта война с каждым днем становится беспощаднее».
НА ДЕПУТАТАХ МОЖНО СЭКОНОМИТЬ 155 МИЛЛИОНОВ

То, как можно сэкономить на содержании «слуг народа», мы решили показать на примере Верховной Рады. Хотя уверены, что аналогичный процесс бюджетного обрезания можно провести с любым госучреждением. Итак, в 2011 году нардепы потратят на себя 980 миллионов гривен. И значительная часть этих трат явно не обязательна.

Например, 77 миллионов гривен уйдет на содержание депутатских санаториев «Дюльбер» и «Нижняя Ореанда». Такие суммы санаториям выделяют каждый год, что довольно странно: ведь летом в Крыму — яблоку негде упасть. В той же «Ореанде» отдых стоит от 600 до 2400 гр.н в сутки. С такими ценами санаторий вполне мог бы самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.

Больно много денег идет и на работу автобазы ВР (это при том, что у всех нардепов есть авто) — почти 39 млн гривен! «За такие деньги можно содержать тысячи две очень дорогих машин. А если речь идет о таких машинах, как «Тойота Камри», например, то их обслуживание стоило бы максимум 10 тыс. грн. в год. То есть можно содержать 4 тысячи машин», — говорит гендиректор ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. В автопарке ВР порядка 300 машин. Поэтому на их обслуживание хватило бы максимум 6 млн. Можно накинуть сюда еще 10,8 млн в год на водителей (допустим, каждый из них получает 3 тысячи в месяц) и 4,5 млн в год на бензин (10—15 тыс. грн. в год на 1 авто). То есть 21 млн на обслуживание автопарка ВР вполне бы хватило. Экономия — 18 млн гривен.

Колоссальны и траты ВР на бумагу — 16,2 млн. За эти деньги можно купить больше 490 тысяч упаковок бумаги (49 тысяч упаковок в месяц, ведь у нардепов — 2 месяца каникул, или по 5 упаковок за 1 рабочий день на каждого нардепа). Даже если и в зале, и в комитете нардеп и его помощники расходуют по 1 пачке в день (печать законопроектов, запросов и т.д.) — половину этой суммы можно смело сэкономить. Итого: 8,1 млн.

Есть и такие спорные расходы в смете ВР, как 3 млн на свой научный журнал «Виче» или больше 8,5 млн на некий Институт законодательства (хотя для анализа законов имеется аппарат ВР).

Свыше 20 млн грн. Рада потратит на проектирование жилых домов (якобы для сотрудников аппарата), 2,5 млн — на капремонт системы «Рада-3», 2,2 млн — на покупку и установление системы кондиционирования в комитетах на Садовой, еще 8 млн — на завершение реконструкции того же здания. Это 32,7 млн, от которых можно, если не отказаться, то, по крайней мере, повременить до окончания кризиса.

Наконец, только один депутат обходится нам в 700 тысяч гривен. Минимум половина этих расходов — необъяснимая роскошь. Например, каждому нардепу положены 35 тысяч единоразовой помощи к отпуску, 5 тысяч на санаторно-курортное лечение, 708 грн. расходов на канцелярские принадлежности, 5 тысяч на выступления в прессе. И это при том, что зарплата нардепа составляет больше 17 минзарплат по стране — 17 тысяч гривен! Смешно человеку с такой зарплатой давать деньги на карандаши и путевки в Крым. Да еще и обеспечивать выступления в СМИ. Если убрать все эти расходы, экономия составит больше 18,3 млн гривен в год.

Итого: в 2011 году на ВР можно было смело сэкономить 155,6 млн. И это без малейших экономических потерь со стороны нардепов — у них останется и зарплата в 17 тысяч грн., и деньги на выполнение своих обещаний — тоже 17 тысяч, и деньги на помощников — 18 тысяч

Читайте та обговорюйте, та приєднуйтесь КИЇВ до нашого соціуму - Telegram або Facebook
Ще новини





На початок