Лицо, обучаемое вождению, по окончанию автошколы нельзя считать «водителем», даже при наличии достаточных навыков управления механических транспортных средств соответствующей категории. Да и «пластик» (права) тоже не являются свидетельством того, что такой человек не будет создавать опасные и аварийные ситуации на дорогах своего города.
Как правило, именно с водителями-новичками на дорогах случается больше всего дорожно-транспортных происшествий. Объясняется это очень легко. Во время обучения вы ездите на закрытых площадках, автодромах или выезжаете в город с мастером производственного процесса, иными словами со своим инструктором, который в лишний раз всегда подстрахует, подскажет, как вести в той или иной сложившейся ситуации. Чем больше уроков – тем больше опыта вы приобретаете. На последних занятиях, инструкторы, как правило, помогают намного реже, а в некоторых случаях, садятся на заднее сиденье, чтобы ученик смог развить в себе уверенность и пытаться самостоятельно, без подсказок и помощи, управлять автомобилем. Похвала со стороны инструктора является стимулом для прорастания крыльев. И вот, по окончанию автошколы и сдачи всех необходимых экзаменов, этот некогда ученик, выезжает на дорогу, будучи полностью уверенным в том, что он непременно справиться с любой ситуацией и никакие помехи справа, препятствия и опасности ему не страшны. Это, кстати, и подводит самоуверенных водителей-новичков. Где-то недоглядели дорожный предписывающий знак, не правильно распознали жест регулировщика, а где-то, что-то да и подзабыли. Например, неправильно поняли световой сигнал движущегося в попутном направлении транспортного средства.
А ведь свет фар – является чуть ли не единственным способом общения водителей на дороге. И очень важно не считать ворон на дороге и постоянно следить за дорожными знаками, вертикальной и горизонтальной разметками, но и понимать, а главное грамотно уметь «разговаривать» на этом автомобильном языке. Световые сигналы никогда не бывают лишними и в нередком случае, уберегают водителей от ДТП или же являются формой проявления уважения.
Так, если вы решили перестроиться в другую смежную полосу при плотном трафике и все никак не можете втиснуться в необходимый вам ряд, но замечаете, как иное транспортное средство замедляет свой ход, чтобы дать вам возможность совершить маневр, не забудьте моргнуть аварийной световой сигнализацией. Таким образом, вы выражаете свою благодарность. Но не стоит чрезмерно долго мигать, иначе ваш «язык» будет неправильно понят. Ведь водитель, который двигается позади вас, может посчитать, что вы включили «аварийку» из-за того, что во время движения у вас возникла аварийная внештатная ситуация. А это может привести, если и не столкновению и сложившейся аварийной ситуации, то к образованию затора. Будете всю оставшуюся дорогу постоянно икать – это вас вспоминает нерадивый водитель, пропустивший такого олуха прямо перед собой. Поэтому, достаточно будет всего на пару секунд включить «аварийку» и тут же ее выключить.
Точно также можно помигать, если вы прямо под носом другой машины не специально перестроились, тем самым, создав возможное препятствие, вынудив другого водителя уменьшить скорость, остановиться или совершить маневр.
Если замечаете впереди себя помеху на встречной полосе движения, то пропустить этого водителя можно, пару раз моргнув дальним светом. Особенно этот метод общения подойдет новичкам, которые еще не до конца уверены в том, кто должен первым проехать перекресток. В лишний раз можно и пропустить другую машину даже, если у вас преимущество. Ничего страшного в этом нет.
Не рекомендуется использовать моргание дальнего света в условии темного времени суток, так как это может привести к ослеплению водителей встречных транспортных средств.
А вот два коротких и непродолжительных сигнала дальним светом подскажут встречным транспортным средствам о том, что впереди, в их направлении, стоит машина ГАИ.
Для того, чтобы опередить впереди идущее транспортное средство, находясь в левом крайнем ряду, вам будет достаточно единожды моргнуть дальним светом, чтобы водитель транспортного средства понял ваш намек, что вы хотите продолжить движение в этом ряду. Если не создается препятствия другим транспортным средствам – он обязательно пропустит вас, перестроившись в другой ряд.
Достаточно часто, при плотном движении, возникает непреодолимое желание совершить обгон впереди идущих транспортных средств, или даже целой колоны. Важно не путать обгон с опережением. Обгоном называется опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения. При выполнении такого маневра, водитель обязан убедиться, что ни впереди, ни сзади него, водители машин не подают левый сигнал. Только после этого можно начинать обгонять машины. В нередких случаях, примеру «гонщика» следуют другие водители. Но для них возникает опасность того, что вы можете резко возвратиться на свою полосу, а они просто не успеют избежать столкновения. В этих случаях вы должны знать, что включенный левый указатель поворота машины, которая выполнила обгон, но не возвращается на свою полосу, говорит о том, что дорога впереди свободная и другие транспортные средства тоже могут совершать обгон вместе с вами. Следите за тем, что как только водитель включит правый сигнал поворота, наступает время для того, чтобы закончить обгон и возвратиться на свою полосу.