«День гнева» в столице провалился. Вместо 5000 человек, которых ждали организаторы, пришло от силы 300. Причем где-то треть из них были представители малоизвестных организаций и общественных движений. Они приходили на час—полтора, чтобы засветиться перед прессой, после чего исчезали. Костяк мероприятия составили активисты «Спильной справы», в том числе из Кривого Рога, Харькова Львова. Массовость придавалась за счет журналистов и зевак.
«Такого количества недовольных власть точно может не бояться», — подметила пенсионерка из Киева Ирина Брашкина, гулявшая в парке.
К слову, для обеспечения порядка было задействовано около тысячи милиционеров и почти 400 солдат (по словам руководителя пресс-службы столичной милиции Владимира Полищука, такое количество правоохранителей выступили потому, как изначально организаторы акции говорили, что будет 135 тысяч митингующих. — Авт.).
Накануне решением Окружного админсуда запретили под зданием парламента не только митинговать, но и устанавливать сцену, палатки, оборудование. Оппозиция сориентировалась. «Сразу послу запрета депутаты Грымчак и Катеринчук сказали, что в этом месте они проведут встречу с избирателями, — рассказал нунсовец Владимир Арьев. — А во время встречи они могут предоставлять слово кому хотят». К микрофону, действительно, пробивались все, кто хотел. «Можете брать в руки автомат. Я выдам, если вам не дадут», — взывал с трибуны некто Назар Приходько. Около двух часов дня кто-то из неизвестных ораторов призвал толпу: давайте ставить палатку-приемную депутатов! И начались неприятности...
Толпа организованно двинулась к выходу за палаткой, находящейся за периметром охраняемой территории. Правда, вход обратно оказался заблокирован бойцами «Беркута». «Коробочка» стала сужаться, ограничивая передвижение внутри. Народ запаниковал. «Пустите, суки! Милиция с народом! Хлопцы, что ж вы делаете, своих сестер и братьев давите!» — слышалось из кольца. Самых активных за пределами «ловушки» скручивали и бросали вовнутрь. «Отпустите его!» — кричала женщина, вцепившись в мужчину, которого милиционеры тащили в круг. «Получай!» — крикнул кто-то из толпы и ударил кулаком в спину человека в форме. Длилась схватка минут 10, а после «живое» кольцо разжали. Взяли шесть мужчин и одну женщину. «Как только ее бросили в автозак, ей стало плохо, — расскажет потом один из задержанных Николай Коханивский, который несколько лет назад в центре Киева разбил кувалдой памятник Ленину. — Мы попросили принести ей воды, а потом ее забрала скорая помощь». Вечером лидер «Спильной справы» Александр Данилюк также два часа провел в автозаке. Его предупредили, что, если акция будет продолжена в воскресенье, он может быть арестован. Но человек 30 остались ночевать в парке... С утра подтянулось столько же, пили чай, разворачивали—сворачивали транспаранты и раздавали интервью.
ЧТО ДАЛЬШЕ. Данилюк, который утверждает, что в субботу под Радой митинговали 1500 человек, говорит, что акции прекратятся до четверга: «Из-за запрета установки палаточного городка мы отправили наших активистов в регионы. Пополним ряды и 19 мая вновь присоединимся к всеукраинской акции протеста «Вперед!» (ее координатор — нардеп БЮТ Наталья Королевская. — Авт.)». Поведение «Беркута» Данилюк назвал противоправным: «Они мешали работать нардепам и должны за это ответить». «Граждане проигнорировали запрет на установку палаток, и правоохранительные органы были вынуждены предупредить нарушение», — объясняет действия милиции Владимир Полищук.
«ЭТО БЫЛА «ГАПОНОВЩИНА», РЕБЯТА ХОТЯТ В РАДУ»
Политологи считают, что реальных «дней гнева» стоит ожидать после осени. «Отношение к субботней акции у многих, даже в оппозиционных кругах, было с самого начало скептичным, — говорит политолог Владимир Фесенко. — Во-первых, нет никакого прямого повода. Когда предприниматели выходили на Майдан, было понятно, чего они хотят. А «оранжевый» Майдан собрался потому, что люди не восприняли результаты выборов. А что сейчас? Просто против власти? Это абстрактный повод. Во-вторых, — лидер: Данилюк не был авторитетом даже в предпринимательской среде. Он и тогда был излишне радикальным, склонным к политизации протеста. Удивительно и то, что собрались в субботу, в майский день, когда Рада не работает. Я даже слышал от некоторых политиков, что эта акция — «гапоновщина». Мол, ребятки собрались на пикничок и подраться с милицией. Произошло что-то схожее с событиями 9 мая во Львове. Но у общества уже есть прививка. Это картинка для людей: вы хотите этого не только во Львове, но и в Киеве?».
Политолог Михаил Погребинский считает, что эти акции выгодны прежде всего самим Данилюку и Ко. «Эти ребята просто обезьянничают (в Тунисе «день гнева», в Египте, и здесь то же самое), считая, что на проблемах людей они смогут въехать в большую политику. Данилюк явно хочет сделать собственную карьеру. Но они очень торопятся. Боятся, что не успеют раскрутиться до выборов в ВР. А надо дождаться осени: если повысят коммунальные платежи, обыватель не сможет сводить концы с концами, тогда у протестующих появится шанс. Пока же — это просто пиар этих мальчиков, данилюков...» — говорит он. «Осень действительно может стать сложным периодом для властей, если ситуация не улучшится, а наоборот — усугубится, — соглашается Фесенко. — Тогда как сейчас и повода конкретного нет, и лидеры оппозиции не являются авторитетами».
А вот Вадим Карасев полагает, что бунт спрогнозировать нереально. «После выборов в Египте в декабре все говорили, что да, много недовольных, но все, революции не будет, власть контролирует ситуацию. А через месяц уже был бунт. То же самое может быть и у нас: недовольство есть, оно закипает, но будет ли взрыв и когда — вам не скажет ни политолог, ни астролог. Многое будет зависеть от власти: насколько они смогут провести реальные экономические изменения, и от оппозиции — им надо сейчас не в телевизор ходить, а выходить на улицы, ездить по селам, работать с людьми. Но они боятся потерять статус и привилегии», — говорит Карасев.
МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ВАТУТИНЫМ
Больше всего от акций протеста пострадали... верующие. Легендарная храм-палатка, которую православные установили еще в 2005 году, пала жертвой запрета на митинги и палатки перед зданием Рады.
Как рассказали нам очевидцы, около четырех утра появилась человек 30 без опознавательных знаков, которые направилась к палаткам. Подогнали два крана, подъехали грузовики — и за два часа городок исчез. Очевидцы говорят, что прихожанки бросались под колеса автомобилей, а милиция их оттуда вытаскивала. Одного из прихожан задержали.
На рассвете на этом месте столичные коммунальщики начали класть готовые газоны, а в воскресенье днем возле бывшего палаточного городка взрыхляли землю и работала поливочная машина.
Прихожане, кстати, никуда не делись. Хозяин демонтированной палатки священник Олег Сирко вместе с прихожанами вел воскресную службу около памятника Ватутина. «Мы не собираемся никуда уходить, так как находимся здесь законно», — заявил нам священнослужитель. Но где теперь будет ютиться паства, не уточнил.
Руководитель пресс-службы столичной милиции Владимир Полищук подтвердил, что основанием для демонтажа послужило решение суда, и обитателей об этом заблаговременно проинформировали. Он сообщил, что на месте, где были палатки, царили антисанитарные условия. «Коммунальщики, проводившие демонтаж, вывезли шесть машин мусора — пустые банки, бутылки. Когда разбирали настил, под ним оказалась целая стая крыс», — сказал Полищук.