В среду, 18 мая, должны были назвать победителя и лучший проект по восстановлению руин Десятинной церкви. Согласно распоряжению Кабмина, фундамент должны облагородить и музеефицировать — проще говоря, создать здесь современный туристический центр.
Но без строительства над ним храма, поскольку до сих пор не ясно, как он выглядел. К тому же новодел не будет иметь никакой исторической ценности. Но голосование победителя не определило, а запомнилось лишь скандалом.
Голосование, в котором принимали участие 9 проектов, проходило тайно. Собрались 13 из 15 членов жюри. "Мы проголосовали. Ничего не говорилось о том, что оно не легитимное из-за отсутствия двух членов жюри", — рассказывает архитектор и член жюри Лариса Скорик. После голосования подсчитывать голоса должны были три человека: глава Киевской организации Нацсоюза архитекторов Украины Вадим Жежерин, директор КП "Дирекция реставрационно-восстановительных работ" КГГА Геннадий Гера и глава Государственной службы по вопросам национального и культурного наследия Андрей Винграновский.
"Когда они увидели, кто победил, Винграновский и Гера подняли вопрос о том, что были нарушения в голосовании. Якобы должен проголосовать еще один отсутствующий член жюри. Позже мне стало ясно, почему. Проект, который предусматривал строительство храма над останками, не добрал одного голоса. И это было чистое лоббирование церковников со стороны этих чиновников. Когда мы подняли вопрос о том, чтобы позвать и второго отсутствующего члена жюри, они начали протестовать. Они просто сорвали голосование", — говорит Скорик. Более того, после голосования главный архитектор Киева Сергей Целовальник зачитал смс, которое ему пришло: "Написали: "Проклятие из рода в род тем, кто противодействует религии". Меня уже однажды сглазили, и я чуть не умер. Даже не знаю, кто это может быть", — говорит Целовальник. В итоге решили перенести заседание.
Церковники действительно не скрывают своего разочарования. Как известно, рядом с Десятинкой есть небольшая церквушка, и священники рассчитывали, что на этом месте для них будет создан полноценный храм. Но священники говорят, что, разумеется, не писали таких смс — мол, это провокация. "Не писали, конечно, что вы? Но мы за строительство церкви, церковное надо восстанавливать. Это сказки, что к Десятинке будут ехать, и на камни смотреть. Все будут ехать в церковь. Вон говорили, что нужно музеефицировать Успенский собор, но когда его отреставрировали, все были очень впечатлены", — говорит пресс-секретарь УПЦ (МП) Василий Анисимов.
Оба проекта, из-за которых разгорелся спор, по своему хороши. Первый вариант предусматривает, что возле руин построят часовенку, а сам фундамент накроют большим стеклянным крестом, под которым будет музей с голографическими и настоящими экспонатами (археологическими находками). Второй проект, за который ратуют церковники, предпологает строительство храма в Византийском стиле.