Социологический опрос жителей любого населенного пункта наверняка покажет, что практически всем небезразличен уровень благоустроенности его города или поселка, качество дорог, количество парков или скверов, внешний вид зданий.
Это в любом населенном пункте. А как же столица? Лицо страны и гордость украинцев. Безусловно, все жители города Киева, коренные киевляне и те, кто волею судьбы выбрал свое место проживания этот мегаполис, хотели бы видеть город красивым, зеленым, уютным и современным. Городом, в котором гармонично сочетались бы уникальная историческая архитектура и развитая инфраструктура с качественными дорогами и продуманными авторазвязками.
А еще – чтобы все чувствовали себя здесь уютно – и местные жители, и гости столицы, для которых построено достаточное количество гостиниц на любой вкус, элитных ресторанов и всем доступных "кафешек". Чтобы памятники и архитектурные здания, которые сами просятся в объектив фотоаппарата, можно было сфотографировать самостоятельно, без огромных рекламных плакатов. Чтобы их не уменьшалось с каждым годом.
Каким раньше был Киев, сегодня, пожалуй, помнят немногие. Но те, кто действительно болеет душой за европейскую столицу – вечно зеленый город, коим когда-то был Киев, знаю не понаслышке, что значит невозможно представить себе Киев без Подола, без чистых улиц, без загазованной транспортно-строительной инфраструктуры на каждом шагу, без архитектурного убранства, присущего 70-80 годам прошлого столетия.
Своими воспоминаниями о родном городе с нашими читателями решил поделиться киевлянин Игорь Руденко.Я родился в Киеве и помню его в 70-е и 80-е годы, когда был расцвет советской власти. И, хоть я и не являюсь сторонником и приверженцем прошлой "советской" жизни, но Киев в ту эпоху мне нравился намного больше, чем сейчас.
Этот город был одним из самых зелёных городов в Европе – так говорили идеологические и культурные деятели тех времен. Возможно, несколько преувеличивали и приукрашали, поскольку мало кто ездил по Европе и мог сравнивать. Но никто не будет возражать, что Киев был действительно чистым и "умытым", неторопливым, уютным, можно сказать "умиротворенным" городом. Город, который привлекал артистов, художников, писателей, кинематографистов, и конечно, туристов.
О киевской подземке…Я вспоминаю станции метро, как залы картинных галерей или музеев, с зеркально-чистыми полами, тишиной и высокой культурой пассажиров. Без грязи, пивных бутылок, банок, жвачек и рассыпанных чипсов. Нынешней молодежи уже трудно представить себе, что ни в метро, ни на улицах не было нагромождения рекламной продукции, больше напоминающей базарную. На эскалаторах – приятная музыка о том "як тебе не любити, Києве мій". И во всех общественных местах ¬– практически отсутствие хамства и мата.
О добром Дяде Степе…Советская милиция, без спецсредств, без касок и бронежилетов, дубинок и газовых баллончиков, в простой форме, аккуратно застегнутых мундирах, может, и не самого лучшего дизайна, но с видом интеллекта на лице. Я далек от мысли, что все представители милицейской братии того времени нас действительно "берегли", но к милиционерам можно было обратиться и, что главное – получить защиту, разъяснения и совет. А сейчас – кто из вас обращался за помощью на улице к представителю МВД и что из этого вышло? Разве вам вежливо и культурно объяснят, как пройти и где найти необходимую улицу (дом, учреждение) на чистом украинском или русском языке? А теперь представьте, что Вы – иностранец! Интересно было бы познакомиться с простым уличным милиционером, который на английском языке расскажет Вам как пройти в Софию Киевскую.
Сырец…Проведя всё своё детство на Сырце, оббегав в мальчишеской толпе все его округи и закоулки, я не могу вспомнить признаков бандитизма, беспредела и массового хулиганства. И дело не только в детской памяти и восприятии.
Наверняка все киевляне, «которым за 40», помнят – можно было выйти из дома, погулять в зелёной зоне, посидеть на скамейке. Где после уроков в школе были дети – конечно, во дворе! В каждом районе и массиве были школы со стадионами, дворы со спортивными площадками и десятки-сотни спортивных или других секций, клубов, доступных для всех слоёв населения. Парки, скверы с фонтанами, аллеи со скамейками, бульвары с деревьями посреди дороги в любом районе города Киева.
Суровая действительная реальность, которой никогда могло бы и не быть.Время, прошедшее с тех пор для истории – один миг. Но сколько всего изменилось! Вместо скверов, парков, спортплощадок – уродливые здания из стекла и бетона. Сохранность памятников и исторических зданий стала проблемой только исключительно "энтузиастов" и преданных жителей города. Ужасная, противоречивая, безвкусная и раздражающая реклама завоевала здания и улицы, подземные переходы и метро, да, собственно, и весь город. Столица стала похожа на спортивную машину, которая, участвуя в ралли, параллельно рекламирует «все и вся», а посему – обклеена от капота до багажника, от крыши до днища картинками с брендами известных фирм. Почему центральная площадь Киева из площади с фонтанами и каштанами стала площадью с "теплицами" и "днепрогэсом"? И опять-таки, вокруг всех этих новых и старых достопримечательностей – пластиковые стаканчики, коробки, бутылки, кульки. И не только потому, что мы бросаем мусор куда глаза глядят, а иногда, чтобы выбросить обвертку от мороженого приходится пройти не один километр в поисках урны.
Почему увидев на своём пути представителя МВД, хочется обойти его десятой дорогой?
Почему же в нашей столице всё это происходит?Одна из причин, по мнению киевлянина Игоря, кроется в людях, которые приходят к власти и которые забывают (а может, и не задумываются), что Киев - не объект для зарабатывания финансовых фантиков и не нефтяная скважина, из которой можно качать, качать и качать. По всей видимости, для них Киев – не часть жизни, не родное место, в котором жили их родители и будут жить их дети.
4 причины для ненависти.Это же, как нужно ненавидеть город и его жителей, чтобы сносить исторические здания, вблизи невысоких, но вековых храмов строить серые небоскребы, срезать деревья и уничтожать скверы, а на их месте заливать бетон и класть плитку. Превратить Днепр в помойную яму, закрывать продовольственные магазины, а открывать "бутики".
Это как нужно ненавидеть город, чтобы в нём не было ни одной "европейской" дороги, по которой приятно проехать автомобилем, чтобы урна для мусора превратилась в тотальный дефицит на наших улицах.
Это как нужно ненавидеть жителей города, чтобы городской транспорт превратить в "битву за выживание", особенно в часы "пик". А городские общественные (платные!) туалеты вообще не стоят обсуждения.
Это как нужно ненавидеть гостей столицы, чтобы стоимость номеров (даже не в VIP отелях) за сутки приравнивалась к среднемесячной зарплате украинца, а поездка на такси (учитывая безнравственность многих водителей)– к полёту на самолёте.
Мы так живем. Но так жить нельзя. Я хочу гордиться своим городом. Я хочу приглашать в Киев гостей с Украины и со всего мира. Я хочу видеть восторг гостей и слышать в их словах завистливые ноты. Я хочу, чтобы в Киев приезжали не потому, что здесь можно заработать деньги, а потому, что этот город – самый красивый, самый зелёный, самый чистый, и, конечно, самый уютный.
И ведь многое зависит от нас. Киевляне, давайте любить свой город. Давайте перестанем бросать под ноги бычки, бумажки, талоны, бутылки и банки. Перестанем плевать под ноги. Давайте начнем с самого простого – с себя. Давайте перестанем быть безразличными к тому, что происходит вокруг нас, будем активными в жизни нашего города.
И самое главное, давайте думать кого выбирать на выборах стольного города Киева.
Уютным и европейским сделают нашу столицу ни партии, ни олигархи, в чьих глазах блестят деньги, ни крикуны-политики, которые в слове "Киев" делают две ошибки.
За последние десять лет столичные чины-мэры, приходящие под знаменами разных партий, обещали превратить Киев в европейскую столицу. Сохранить и отреставрировать великое историческое наследие нашего города. Поддерживать имидж самой зелёной столицы Европы. Улучшить транспортные развязки. Увеличить количество городского транспорта. Поддерживать постоянный диалог с жителями города.
Но, что происходило на самом деле? Распродавалось коммунальное имущество города "своим людям" и "задарма". Закрывались книжные магазины, библиотеки, продовольственные магазины в центре города, превращаясь в магазины-"выставки для богатых". Сносились старинные дома, скверы, спортивные и детские площадки, превращаясь в торгово-развлекательные или офисные центры ужасной архитектуры. Возводились "высотки" в местах, где никакая фантазия сумасшедшего не могла даже придумать. И все старались впихнуть своё "добро" поближе к центру города. Где "откаты" побольше, и выкачать денег можно "покруче".
Когда на кону большие деньги, кто же обращает внимание на уродливость будущего здания в историческом центре города и отсутствие территории для парковки автомобилей. Поэтому центр Киева превратился в сплошную парковку. Машины не стоят только в фойе метро и в подъездах зданий. А Крещатик превратился в сплошную автостоянку, где пешеходы являются ненужными, мешающими проезду, объектами.
На дорогах Киева появилось тысячи "ужасно" дорогих машин, которым не ведомы правила дорожного движения. А рядом с ними тысячи маршрутных такси – свалка западного и китайского автопрома ХХ столетия. Так и хочется напеть "всё ненужное на слом, соберём металлолом".
А стихийные рынки и торговые ларьки, которые появлялись в самых непредвиденных местах. Но есть "откат", а значит – можно. Рынок на "Лукьяновке" уничтожаем, а рынок на площади Леси Украинки в Печерском районе Киева, перед входом в ЦИК, создаём. Значит, кому-то так надо.
Поэтому хочется, чтобы Киевом правил патриот города. И даже не важно – родился ли он в Киеве, похоронены ли его родственники на кладбищах города, провели ли в этом городе детство его дети. Главное, чтобы у этого человека слова "историческая часть города" означали бы гордость и желание ее сохранить, а не просто ассоциировалось с географической отметкой на план-карте и возможностью сдать в аренду помещения и достроить мансарды.
И очень хочется надеяться, что мэр Киева станет гордостью Киева и его жителей.
Игорь Руденко, киевлянин.