Узаконить недострои в суде без привлечения в процесс ГАСКа и органов местной власти теперь будет нельзя, уверены эксперты.
Постановление Пленума Высшего Специализированного Суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел "О практике применения судами статьи о правовом режиме самовольного строительства" (ст. 376 ГКУ), по сути, устанавливает правила узаконивания самостроев – такое мнение высказали эксперты очередного заседания Комитета по вопросам права
URE Club, состоявшегося 20 июня.
Участники заседания, рассмотрев постановление Пленума Высшего Специализированного Суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел "О практике применения судами статьи о правовом режиме самовольного строительства", сошлись во мнении, что документ устанавливает ряд новых требований к признанию прав на объекты самовольного строительства. Среди прочего постановление предписывает в обязательном порядке привлекать к судебным процессам о признанию прав собственности на самострой органы местного самоуправления и инспекции государственного архитектурно-строительного контроля. Таким образом, эксперты отметили, что суды будут вынуждены отойти от практики «карманных» судебных споров в отношении объектов самовольного строительства, позволявших узаконивать объекты без привлечения внимания контролирующих органов.
По словам председателя Комитета по вопросам права URE Club, партнера ЮК «КПД Консалтинг» Владислава Кисиля, "многие спорные вопросы признания прав на недострой в судебном порядке получили оценку высшей судебной инстанции. Юристы не раз обращали внимание на то, что практика узаконивания объектов самовольного строительства в ходе искусственно созданных споров без участия всех заинтересованных лиц – порочна. Теперь эта позиция подтверждена Постановлением Высшего специализированного суда".
Согласно постановлению минимизируется возможность применения такой санкции, как снос самостроя. В постановлении, в частности, обращается внимание судов на то, что: "Снос самовольного строительства является крайней мерой и возможен только тогда, когда использованы все предусмотренные законодательством Украины меры по реагированию и привлечения виновного лица к ответственности".
Теперь, принять решение о сносе можно будет лишь в случаях, когда владелец самостроя откажется привести строение в соответствие с признанными нормами (санитарными, строительными и т.п.), либо привести самострой в надлежащий вид будет просто невозможно с технической точки зрения.
В целом, участниками заседания документ был признан весьма актуальным и своевременным. Среди негативных моментов постановления специалисты отметили необоснованное, на их взгляд, применение Пленумом ограничительного толкования норм о целевом назначении земли и целевом использовании земельных участков, в целях квалификации объектов самовольного строительства. Так, постановление предлагает относить к самовольно объектам объекты, построенные на земельном участке, не отведенном для целей строительства. Цель отвода земельного участка Пленум трактует как «вид использования земельного участка указанный в решении об отводе», а не как более широкую категорию – «целевое назначение участка». Подобное толкование, по мнению участников комитета, идет в разрез с закрепленным в Земельном кодексе Украины правом собственника (пользователя) участка самостоятельно определять вид его использования.
Кроме того, на заседании Комитета по вопросам права URE Club, в ходе экспертной секции, участники рассмотрели Проект Закона Украины «Об усовершенствовании и упрощении процедуры регистрации земельных участков и вещных прав на недвижимое имущество». Нормы проекта, наделяющие нотариусов правами регистраторов прав на недвижимое имущество, были оценены позитивно. В связи с этим Комитет отметил, что принятие законопроекта, подготовленного Министерством юстиции Украины, позволит достичь очевидного прогресса в совершенствовании реформируемой системы регистрации прав собственности в стране. Участники заседания оценили Проект позитивно, отметив, что он соответствует интересам рынка, так как направлен на создание более приспособленной для целей оборота системы регистрации прав и упрочения гарантий приобретателей прав на недвижимое имущество, а также ипотекодержателей.