Мото шлем — обязательный элемент экипировки мотоциклиста. Его важность трудно переоценить: в случае ДТП именно шлем защищает от сотрясения мозга и прочих неприятных травм головы и шеи, да и от повседневной защиты от пыли, встречного потока воздуха, насекомых, дождя и холода вряд ли кому-то придет в голову отказаться.
Выбираем мотошлем.Выбирая мотошлем, следует обратить внимание на несколько параметров:
— для каких задач будет использоваться?;
— какого производителя выбрать среди прочих равных?;
— соответствие размеру головы и индивидуальное чувство комфорта;
— наличие, конструкция воздуховодов и расцветка.
Виды мотошлемов.По общей компоновке и назначению мотошлемы можно отнести к нескольким категориям.
Интегральный шлем (
полнолицевой, Full-Face) — один из самых распространенных. К его достоинствам следует отнести хорошую аэродинамику и приличный уровень защиты. Сфера использования достаточно широка: шлем-интеграл хорош и при повседневной езде и во время спортивных соревнований.
Шлем-модуляр отличается от интегрального тем, что в его случае передняя часть может откидываться полностью. Особенно востребован у мотопутешественников. При относительно большем весе, по уровню защиты не уступает интегралу.
Полулицевой шлем (
шлем открытого типа или «три четверти») изготовляется с открытой передней частью. Обычно комплектуется козырьком или защитным визором, хотя может изготовляться и без них. Наиболее применим при передвижении на умеренных скоростях, т.к., несмотря на относительно неплохую защиту, допускает достаточно высокий уровень аэродинамических шумов. Сюда же можно отнести различные мотокаски, хотя, как правило, они не соответствуют сертификатам безопасности и не рекомендуются к использованию по прямому назначению даже производителями.
Кроссовый мотошлем эксплуатируется любителями мотокросса, эндуро, стантрайдерами и квадроциклистами в паре со специальными мотоочками. Характерная особенность конструкции — наличие солнцегрязезащитного козырька. Шлем прекрасно приспособлен к интенсивной вентиляции, что и обусловило его «спортивные» направления использования.
Несмотря на кажущееся внешнее сходство, снегоходные шлемы принципиально отличаются от мотошлемов. Во-первых, в визоре применяется двойное стекло, что позволяет эффективно бороться с запотеванием (
можно также приобрести модель с подогревом визора). Конструкционно снегоходные шлемы выполняются в виде модуляров с полностью или частично подъемной передней частью. Их маска отводит выдыхаемый воздух наружу. Также снегоходная
мотоэкипировка позволяет использование кроссовых мотошлемов со специальными снегоходными очками.
Что еще нужно учесть при выборе мотошлема?Итак, исходя из предполагаемого использования, мы определились, какой вид мотошлема нам нужен. Следующий шаг — выбрать производителя в рамках запланированного ценового диапазона. Сразу предупредим: какую бы фирму вы не выбрали, всегда лучше купить новый шлем, чем бывший в употреблении. Со временем мотошлемы теряют свои защитные свойства из-за перепадов температур, воздействия влаги и солнечного света. Если же шлем уже успел побывать в аварии, то лучшего повода для его замены на новый не найти: конструкция современных шлемов предполагает «одноразовую» защиту во время ДТП.
Выбирая мотошлем непосредственно в магазине, очень важно идеально угадать с размером. Слишком свободный не только плохо защитит во время аварии, но и сам может послужить дополнительным травмирующим фактором, а слишком туго сидящий будет источником постоянного дискомфорта. Поэтому для примерки не следует жалеть времени — спешка при этом неуместна, можно даже походить в шлеме с десяток минут. Не лишним будет оценить также удобство креплений и время, необходимое для того, чтобы зафиксировать шлем с их помощью, ведь эту операцию мотоциклист проделывает по нескольку раз в день.
При прочих равных условиях следует выбрать мотошлем с более прочной оболочкой и максимальной площадью внутреннего покрытия пенополистиролом. Считается, что чем шлем легче, тем меньше он травмирует шею, хотя мотоциклисты со стажем не придают весу решающего значения при выборе. Специалисты также рекомендуют отдавать предпочтение шлемам с гладкой формой, т.к. любые выступы при контакте с дорожным покрытием сработают на скручивание, дополнительно травмируя шею.