Вопреки ожиданиям киевлян после повышения стоимости проезда состояние дел в столичной подземке только ухудшилось: руководство "Киевметрополитена" прогнозирует в текущем году убытки в размере 120 млн гривен. Причиной этого парадокса стала позиция городской администрации, решившей переложить на компанию расходы не только по эксплуатации, но и частично по развитию. Эксперты утверждают, что такая политика КГГА может привести к износу подвижного состава, в результате чего интервалы движения поездов будут постоянно расти.
По информации директора КП "Киевметрополитен" Петра Мирошникова, в столице назревает крупнейшая за всю историю метро проблема с подвижным составом. По его словам, уже сегодня для обеспечения нормативного интервала движения на Сырецко-Печерской линии не хватает 50 вагонов (10 составов), а на Куреневско-Красноармейской ветке нормальный интервал движения в 90 сек. сохраняется лишь благодаря задержке сдачи в эксплуатацию трех новых станций. После их запуска, который должен произойти в следующем году, потребуется еще 50 дополнительных вагонов. А если учесть износ действующего подвижного состава, то в 2010 г. городу необходимо приобрести как минимум 200 новых вагонов.
"К концу 2009 г. заканчивают срок эксплуатации 183 вагонов, из которых 103 подлежат безусловному списанию, а работоспособность остальных 80 удастся продлить до 2012 г.", – сообщил Мирошников.
Чтобы хоть как-то решить назревающую проблему, директор "Киевметрополитена" предложил городским депутатам разрешить КГГА на протяжении 2009–2010 гг. закупить 100 вагонов по лизинговой схеме. Для этого уже сейчас необходимо внести первый авансовый платеж в размере 113 млн грн., заложенных в спецфонде бюджета-2009 на покупку подвижного состава. Остальная сумма поделена на четыре платежа в течение 2010–2014 гг., каждый из которых составит приблизительно 250 млн грн. (зависит от окончательной стоимости вагона с учетом эффективной ставки лизинга – 27% годовых). Таким образом, общая стоимость вагонов для городской казны составит чуть более 1,1 млрд гривен.
"Эта схема позволит Киеву получить 30 вагонов уже в текущем году и 70 – в следующем. Если мы не сделаем авансовый платеж, в 2010 г. нам будет нечего покупать, поскольку заводы производят их только по предварительному заказу", – утверждает Петр Мирошников.
В объявленном компанией тендере участвуют три завода-производителя: отечественный Крюковский, предлагающий свою продукцию по 9,2 млн грн. за ведущий и 8,2 млн грн. за обычный вагон, Мытищинский ($1 млн за ведущий и $900 тыс. за обычный) и питерский "Вагонмаш" ($995 тыс. за ведущий и $890 тыс. за обычный).
Загвоздка схемы состоит в том, что закупаемые вагоны могут быть отнесены к основным фондам метрополитена только по их номинальной стоимости.
"Остальные деньги, которые будут перечисляться лизингодателю (вознаграждение за полученное имущество и т. п.), относятся к финансовым расходам и не могут быть профинансированы из спецфонда городского бюджета, – утверждает заместитель председателя КГГА, глава финансового управления Виктор Падалка. – А в общем фонде бюджета, из которого могут быть профинансированы эти расходы, на данные цели средства не предусмотрены". По его мнению, у метрополитена есть только два выхода: либо сделать авансовый платеж по лизинговой схеме, а вознаграждение лизингодателю оплачивать из собственных оборотных средств, либо купить на 113 млн грн. 15 вагонов без использования лизинга и увеличить интервал движения.
Тем не менее, депутаты Киеврады на сессии 28 мая приняли решение разрешить сделку.