Вот и дождались на свою голову лета. В офисах, при включенных кондиционерах, оно, конечно, терпимо. А на улице? Мы попробовали "подышать" в общественном транспорте и на рынке – там, где приходится бывать всем. Как ни странно, первый вариант оказался более "кислородным".
Но только, если открыты все окна и люки, а маршрутка мчится, а не стоит в пробке. Температура воздуха, по нашим замерам, там – 33 градуса, аж на два деления ниже, чем на улице. Даже, если "Богдан" набит людьми, стоит встать на носочки, поднять голову вверх, и вы дышите. Но если ваши соседи оказались "сквознякобоязливые" – попадаете в "сауну" с температурой в З6 градусов, как на улице, только с большим количеством углекислого газа. А пассажиры агрессивно выясняют, куда кому нужно подвинуться, чтобы всем стало хорошо.
Приезжаем на вещевой крытый рынок, что на Петровке, – температура та же, что и на солнце на улице – 35 градусов: кто-то поливает себя водой, кто-то обмахивается самодельными веерами. Продавцы в один голос говорят:
– Африка у нас! Мы испаряемся!
И, правда, у многих на рубашках и блузках мокрые пятна на всю спину.
На книжном рынке, измученный жарой продавец дисков Александр (фамилию предпочел не называть. – Авт.) сообщил:
– Терплю. – При этом мужчина достает большой платок и утирает лоб. – Я на рынке уже восемь лет работаю, так что мне есть, с чем сравнить – это не самый жаркий день. Вот лето 1996 года – это было что-то! К тому же тогда еще не было крытых рядов, мы работали на самом солнце. День длился вечность, когда домой приходил, жена уже набирала ванную с прохладной водой. Мне нужен был час, чтобы хоть как-то прийти в себя.
Правда в ряду, где работает Александр, хоть как-то циркулирует воздух. Идем дальше, через несколько рядов дышать становится сложнее. Останавливаемся, чтоб замерить температуру – через пять минут градусник показывает 36 выше нуля. Спрашиваю у продавца:
– У вас тут что, покупатели так надышали? Здесь самая высокая температура.
– Нет, вон видите, ларек напротив ряда, он-то нам воздух и перекрыл.
Так что выходит, что если хочешь спрятаться в тень – приходиться изнывать от духоты, а хочешь сделать глубокий вдох – выходи из под навеса, но на солнечный удар не жалуйся.
Понятное дело, ни кондиционеры, ни даже просто вентиляторы на наших рынках не предусмотрены. Но народ наш – терпеливый, солнце в голову не светит, и на том спасибо…
Между прочим, журналисты разыскали киевлян, которые уже много лет выращивают в городских условиях тропические фрукты – бананы, апельсины, лимоны, ананасы. Тем более, температура способствует.
– При 25°С и выше японский садовый банан "басио" начинает бурно расти – за день вымахивает метровый лист! – рассказывает садовод-любитель Александр Соколенко, которые выращивает экзотов на приусадебном участке Соломенки. – Бананы очень любят жару – они прямо на глазах вытягиваются, за месяц достигнут 2–3 метров в высоту.
Бананы можно выращивать как в открытой почве, так и в кадках. Богатый полив и много солнца – вот и все, что нужно этому растению. Правда, отведать плодов с собственного банана не получится: при нашем климате они не успевают созреть. В сентябре появляются цветки, потом завязь, и на этом все замирает.
А киевский селекционер Анатолий Патий десять лет назад вывел новые сорта банана – "киевский карлик", и выращивает их в обычных цветочных горшках дома.
– Если посадить саженец банана сейчас, – то к Новому году ждите вкусных плодов, до 150 штук может завязаться, – говорит Анатолий Васильевич.