Независимо от того, решили вы монтировать ГБО самостоятельно или собираетесь обратиться к специалистам, нелишним будет узнать весь процесс и схему его установки.
Инструкция по установке ГБО, конечно, выглядит намного объемнее, но эта информация вам пригодится в любом случае.
С чего начать? Прежде всего, с подбора подходящего поколения газобаллонного оборудования. Дело в том, что если вы обратитесь в профильный сервис по установке ГБО, то трудностей с выбором не будет:
опытный установщик всегда точно знает, какое газобаллонное оборудование подходит на вашу марку авто. Если же вы отправляетесь в «самостоятельное плавание», тут уж кроме вас самих никто вам не поможет.
Для правильного выбора вам надо кое-что знать о поколениях ГБО:
—
I-поколение ГБО представляет из себя простейшую связку – баллон, редуктор, миксер, врезка. Подходит для карбюраторных двигателей и не предполагает участие электроники – газ попадает в коллектор за счет разряжения в нем во время нажатия педали акселератора.
—
II-поколение отличается от предыдущего лишь наличием электрического контроллера, отвечающего за подачу газа во врезку. Он получает сигнал от лямбда-зонда.
—
III-поколение – это распределенный впрыск. Газ подается в каждый цилиндр. Естественно, здесь тоже участвует электроника, но не столь совершенная, как в следующем поколении;
—
IV-поколение устанавливается на инжекторные автомобили. Здесь ЭБУ работает в связке с бортовым компьютером (БК) автомобиля. А точнее – «обманывает» его.
—
V-поколение газобаллонных установок – «продвинутая» технология впрыска газа в жидком состоянии. Отсутствует редуктор, присутствует газовый насос. Система полностью имитирует бензиновый впрыск.
—
VI-поколение. В нашей стране его сейчас не встретишь — эта технология пока только на слуху. Известно только то, что газ «подменяет» бензин. Т.е. не требуется монтаж параллельной системы впрыска – сжиженный газ подается через «родные» бензиновые форсунки авто.
Что входит в комплект ГБО?Начнем с основного для всех поколений:
1. Газовый баллон;Как для внешнего, так и для наружного монтажа баллоны бывают цилиндрические и тороидальные. Тор удобен для инсталляции вместо запасного колеса. Но стоить такой баллон будет дороже. Соответственно форме приобретается крепежный материал.
2. Мультиклапан;Агрегат с манометром, включающий в себя отдельно клапан забора газа, клапан заправки и клапан аварийного сброса давления, а также вентиль подачи и вентиль забора. Монтируется непосредственно на баллоне. Часто вместе с мультиклапаном используют выносное заправочное устройство (
ВЗУ), что облегчает заправку баллона (
понятно, что это стоит дополнительных денег).
3. Газопровод;В качестве газопровода применяют как медную трубку, так и пластик. Понятно, что с пластиком работать легче.
4. Редуктор-испаритель;Для каждого поколения существует ряд применяемых моделей редукторов.
5. Кнопка-переключатель режимов;Для каждого поколения существует определенные модели.
При монтаже ГБО 4 вам еще понадобятся:6. Газовые форсунки (ГФ);Подбираются под существующую мощность двигателя. В первых поколениях ГФ не применяются: подача газа в карбюратор осуществляется через газовый миксер.
7. Электронный блок управления (ЭБУ);К нему должна быть «прошивка» под вашу модель автомобиля – либо драйвер, либо соответствующая программа из интернета.
МонтажУстановку ГБО принято начинать с монтажа редуктора. Но сперва следует осуществить некоторые операции:
— тестируем штатный БК на наличие ошибок;
— сливаем антифриз;
— отключаем АКБ;
— демонтируем коллектор.
Затем приступаем к монтажу: — устанавливаем редуктор-испаритель на перегородке моторного отсека и салона;
— монтируем датчик тем-ры газа;
— сверлим отверстия в коллекторе под жиклеры;
— устанавливаем коллектор с жиклерами на место;
— монтируем кронштейн под блок газовых форсунок;
— прикручиваем кронштейн под ЭБУ;
— устанавливаем блок форсунок и ЭБУ на штатные места.
Теперь приступаем к соединению шлангов: — соединяем редуктор с системой охлаждения ДВС;
— соединяем форсунки с жиклерами (
длина шлангов одинаковая!);
— соединяем редуктор с блоком форсунок (в этом промежутке устанавливаем газовый фильтр тонкой очистки);
— на входе в редуктор устанавливаем газовый клапан;
— прокидываем газовую магистраль от редуктора к баллону (
в нише по днищу автомобиля);
— заводим в салон коммуникации под кнопку переключения режимов газ/бензин.
Приступаем к монтажу баллона: — монтируем баллон с использованием специального крепежа;
— монтируем мультиклапан и выводим ВЗУ в удобное место;
— соединяем газовую магистраль с баллоном.
— Приступаем к электрической части:
— прокидываем провод от мультиклапана к ЭБУ;
— используя соединения, которые идут в комплекте к элементам ГБО, соединяем ЭБУ с газовыми форсунками, а также с бензиновыми форсунками, с датчиками и с БК авто. Не забываем про кнопку в салоне.
Если в комплекте используется универсальный жгут, тогда придется прибегнуть к прямым соединениям проводов. Желательно использовать соединители. Иногда используют пайку. Не стоит ограничиваться простой скруткой.
Заключительный этап – проверка соединений и настройка.Проверка соединений шлангов осуществляется под давлением старым дедовским способом –мыльным раствором.
Для настройки системы используется ПК с программой под модель вашего автомобиля. Достаточно загрузить программу и следовать дальнейшим инструкциям. Ну, а если что-то пошло не так, добро пожаловать в сервис, например
сюда. Хотя, конечно, лучше сразу обратиться к профессионалам. Тогда не будет проблем и с легализацией ГБО.