Каждый раз, когда возникает необходимость в проведении строительных работ, будь то
косметический ремонт квартир или капитальный, перед каждым домовладельцем встает вопрос: как правильно организовать слаженную работу строителей/ремонтников?
Конечно, если планируется
капитальный ремонт квартир, всегда лучше нанимать прораба, который будет курировать фронт работ всех своих работников: демонтажной бригады, сантехника, электрика, плиточника и так далее. И за каждый «неровный угол» персональную ответственность будет нести именно прораб, за счет которого должны быть устранены все дефекты.
В том случае, если на каждый этап ремонта вы сами нанимаете рабочих, между ними – после выполненного участка работ, может возникнуть несогласованность. К примеру, сантехник видит конечную работу в одном ключе, и свой фронт работ выполняет так, как считает правильным. Но, когда к работе приступает плиточник, он может столкнуться с «трудностями», оставленными после сантехника. Начинаются телефонные звонки, переговоры, уточнения, что, в свою очередь, сказывается не столь на качестве, а на затягивании ремонтного процесса. А ведь заказчик не железный человек, тем более, что платит деньги и, желает, чтобы ремонт был завершен в кратчайшие сроки. А нередко можно услышать «Ну, кто так строит? Все нужно переделывать». А после начинаются «аргументы», почему действительно нужно перестраивать. А переделывать то ничего и не нужно вовсе.
Именно поэтому прораб становится незаменимым помощником и куратором. Но плох тот прораб, который не умеет хитрить и обманывать своих клиентов. Есть много «подводных камней» и «скелетов в шкафу», которые всегда на руку прораба и даже являются козырной мастью.
Как оградить себя от возможного обмана со стороны прораба?Всегда заключайте договорные отношения в письменном виде, а по возможности каждую инспекцию, диалог с прорабом записывайте на видео. В случае спорных моментов у вас всегда будет отменная доказательная база.
На что обратить внимание, когда подписывается договор?«Утром стулья, вечером деньги». Никогда не платите наперед, только по факту выполненных работ. То есть, даже
демонтажные работы оплачиваются после их проведения, а не в начале или в средине. Исключением может являться лишь пункт в договоре, что началом работ считается день, когда был выдан аванс (
задаток) на их проведение. В этом нет ничего страшного. Но весь остальной фронт: сантехнический, электрический, напольный, плиточный, монтажный и т.п. следует разбить на несколько этапов, а конечная сумма к оплате не должна быть меньше 40% от общей суммы, прописанной в смете/договоре.
Личная инициатива. Прорабы, как правило, стараются по возможности максимально оградить заказчика от ремонтных работ, даже на покупке строительных материалов. Но, что бы вам ни говорили, но прораб всегда продаст (
приобретет за вас) строительные материалы, включая расходники по намного завышенной цене, гораздо больше, чем в любом строительном гипермаркете или на рынке. Поэтому, прежде чем начинать ремонтные работы, объездите несколько магазинов, посмотрите, что да почем. И даже, если прораб будет уверять вас, что все купит сам в том же «Эпицентре», то уж поверьте – у него и там все схвачено: свои люди, дисконтная карта и т.п. Поэтому все материалы лучше покупать самостоятельно. Лучше заплатить электрику, сантехнику и другим рабочим некую сумму и попросить, чтобы они поездили с вами и помогли с покупками.
Бдительность. В договоре обязательно должен присутствовать пункт, что цена на работы не может меняться по ходу выполнения ремонта. Бывает так, что изначально прораб прописывает одну цену, к примеру, за квадратный метр укладки настенной кафельной плитки, а по факту выполненных работ – меняет ее, аргументируя, что плитка не стандартного размера, возникли условия повышенной опасности (
чтобы не повредить плитку, ее пришлось разрезать не болгаркой, а на специальном станке и т.д.).
Также в списке материалов, в том числе и расходных, могут присутствовать товары, которые вообще не пригодятся в ремонте, а по окончанию прораб может прихватить с собой. Все материалы, которые вы купили, складывайте, пожалуйста, на своем «личном» складе, например, в гостиной комнате или спальне. А когда рабочие или прораб скажут о необходимости задействовании того или иного материала, вы будете приносить. Такая организация позволит вам указать прорабу на непотребность стройтоваров, а главное потребовать обратно деньги, потраченные на покупку. Ведь, к примеру, десятый мешок цемента, который был необходим на все 146% со слов «куратора», оказался абсолютно ненужным.
Тоже самое касается и расходных материалов – не оставляйте и не отдавайте их рабочим. Вам, быть может, эти материалы не пригодятся, но вашим соседям или хорошим знакомым – могут сгодиться.
Не думайте, что вы стесняете рабочих своим присутствием. Им это не нравится, но вы, в свою очередь, дополнительно контролируете качество выполняемых работ.