На сегодняшний день, часто должностные лица органов государственной власти злоупотребляют своими правами либо же выходят за рамки своих полномочий, вынося в отношении субъектов хозяйствования или физических лиц незаконные решения, совершая незаконные действия, незаконно бездействуя.
Статья 40 Конституции Украины предусматривает право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к должностным и служебным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок.
Следует отметить, что в большинстве случаев нарушения прав физических лиц, стоит воспользоваться правом на обращение к органам государственной власти вышестоящих инстанций с жалобой на действия либо бездействия соответствующего органа. Такой порядок не менее эффективен, быстр и экономичен. Впрочем, если нарушение продолжает иметь место, то в соответствии со статьей 55 Конституции, каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц.
Обжалование решений государственных органов.
Обжалование решений государственных органов подразумевает наличие ситуации, в которой субъект права, обнаружив нарушение своих прав и интересов вследствие принятия определенным субъектом властных полномочий незаконного решения, обращается в суд с целью признания такого решения незаконным, отмены его частично или целиком либо с требованием совершить определенное действие.
Одна из часто встречающихся в судебной практике категорий дел – дела об обжаловании действий субъектов властных полномочий по поводу привлечения лиц к административной ответственности (
например, административные штрафы за нарушение ПДД). Наши адвокаты в Киеве имеют большой практический опыт в этой категории дел и помогут вам в обжаловании в привлечении к административной ответственности.
Конституция Украины предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины. В административных делах о противоправности решений, действий или бездеятельности субъекта властных полномочий обязанность по доказыванию правомерности своего решения, действия или бездействия возлагается на ответчика, то есть на орган государственной власти.
Обжаловать действия органа власти и подать административный иск можно в определенный срок — срок исковой давности. Законодательство для обращения в административный суд устанавливается шестимесячный срок, который, если не установлено иное, исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов. Для обжалования решения патрульной полиции о наложение административного взыскание на основание постановления определен срок в 10 дней с дня вручения. В административных делах о принятие граждан на публичную службу, ее прохождение и увольнение установлен один месяц для обращения в суд. В любом случае при правильном юридическом подходе указанные сроки подлежат восстановлению.
Обжалование решений, действий и бездеятельности органов государственной власти и местного самоуправления в суд имеет характерные особенности, связанные с характером нарушенного права. Административный иск подается в административный суд в письменной форме с приобщением к нему доказательств нарушений, которые имели место. Такие иски подведомственны судам общей юрисдикции или административным судам, которые отличается между собой юрисдикцией. Определить подведомственность подачи административного иска и составить его грамотно вам поможет адвокат. От правильности определения судебного органа, к которому необходимо обращаться з защитой, зависит скорость восстановления нарушенных прав и интересов заинтересованного лица, а также важно не пропустить тот самый срок подачи иска, о котором упоминалось выше.
Таким образом, в случае обжалования неправомерного решения, действия или бездеятельности органа властных полномочий в судебном порядке следует правильно определить характер спора и судебный орган, которому данный спор подведомственен.
И наоборот, в случае подачи субъектом властных полномочий административного иска к субъекту хозяйствования, прежде всего необходимо знать, что у субъекта властных полномочий далеко не во всех случаях есть право на обращение с иском в административный суд.
Грамотный адвокат, знающий судебную практику, поможет субъекту хозяйствования закрывать производства по искам, не отвечающим требованиям закона, еще до рассмотрения дела по сути.
Мною не предают значения административным делам в свези с небольшой суммой административного взыскания определенной кодексом об административных правонарушениях. Но каждый адвокат по административным делам знает, что постановление суда или решение должностного лица органа власти о наложение административного взыскание, которое вступило в законную силу – может быть первой стадией для дальнейшей подачи исков в Хозяйственные суди с требованиям о взыскание ущерба с внушительными суммами средств.
К примеру, статьей 104 и пунктом 4 статьи 17 КАС, предусмотрено, что субъект властных полномочий может обращаться в административные суды в случаях, предусмотренных законом. Лучше сориентироваться в таких случаях вам поможет адвокат в сфере административного права.