Кризис вынуждает киевское такси стать дешевым и комфортным. Жесткая конкуренция приносит клиентам больше пользы, чем все потуги властей упорядочить частный извоз.
Киевский таксист новейшего поколения берет недорого, пользуется GPS, не ноет насчет дорогого бензина, не слушает "Шансон", не дымит в машине без разрешения пассажира и, скорее всего, ездит на новенькой "кредитной" машине. У заезжих "грачевозов" на видавших виды "Ланосах" в битве за клиента остается все меньше шансов.
"Конкуренция за последний год возросла в разы, – говорит заместитель директора службы такси "Шансон" Александр Биличак. – И владельцы таксопарков просто обязаны включиться в борьбу за клиента, иначе не выжить. Например, многие киевские службы такси в этом году существенно обновляют свои автопарки, отдавая при этом предпочтение иномаркам, а не "девяткам" и "Ланосам", которые еще в прошлом году составляли почти 50% от всех таксомоторов столицы. Наверное, уже через полгода будет сложно найти машину классом ниже, чем "средние" модели Skoda или KIA".
В Украине с 2006 года действует одно из самых строгих в мире законодательств, регулирующих автоперевозки. Точнее, бездействует, ведь требования Закона "Об автомобильном транспорте" никто не выполняет. Водитель-таксист без талона техосмотра с отметкой "такси", лицензионной карточки, путевого листа и медосмотра не имеет права покидать гараж. Перевозить пассажиров без включенного таксометра категорически запрещено, выбирать клиента в зависимости от выгодности поездки и "заламливать" цену нельзя.
Но на самом деле гаишники проверять наличие лицензионных карточек не уполномочены, а рейды Глававтотрансинспекции (ГАТИ) – большая редкость на наших дорогах. К тому же, от инспекторов водители легко отделываются взятками. На вопрос о количестве оштрафованных ГАТИ таксистов за последние полтора года у пресс-службы ведомства ответа не нашлось. Количеством нелегалов в столице, по ее сведениям, Минтранс не интересуется и учета их не ведет.