В Украине начался новый передел информационного рынка, пишет Татьяна Ивженко в сегодняшнем номере российской Независимой газеты.
Штаб Юлии Тимошенко ударными темпами создает под выборы новый телеканал, который призван стать наиболее влиятельным в регионах, поскольку строится на базе областных государственных телерадиокомпаний, сообщила Партия регионов. По данным оппозиции, старт проекта, придуманного якобы американскими политтехнологами, запланирован на 25 октября. Украинские политологи считают, что вопреки ожиданиям авторов этой революционной идеи ее реализация станет самым ощутимым ударом по предвыборным позициям Тимошенко.
Впервые о новом телеканале речь шла на совещании, которое в конце сентября проводил глава Госкомтелерадио Украины Олег Наливайко с руководителями областных гостелерадиокомпаний. Один из участников встречи рассказал НГ, что обсуждалось создание Канала территориальных громад, содержание которого планировалось формировать в Киеве, а местным редакциям отводилась роль ретрансляторов сигнала. "Правительство специально учредило должность еще одного заместителя председателя Госкомитета, на которую в начале сентября был назначен Николай Белоус – он получил полномочия курировать новый проект", – сказал собеседник НГ.
Депутат от Партии регионов Александр Ефремов считает, что речь идет о "целенаправленном захвате государственного сегмента телеинформационного пространства в интересах одной политической силы". В связи с этим оппозиция обвиняет главу правительства и в нарушении закона, ведь подобные манипуляции с государственными телеканалами в Украине запрещены; и в посягательстве на свободу слова, поскольку у местных общин фактически отбирают их региональное телевидение. "Всю ответственность за то, что будет идти в эфире, де-юре будут нести владельцы лицензий, а именно – региональные государственные компании, руководство которых Госкомитет стремится отстранить от влияния на формирование программного продукта", – возмущен Ефремов.
В свою очередь, в штабе БЮТ говорят, что речь идет не о захвате, а об упорядочивании работы местного телевидения. Близкий к БЮТ политолог Тарас Березовец сказал НГ, что у Юлии Тимошенко нет "своего" телеканала, однако "пять центральных каналов освещают деятельность премьер-министра нейтрально или лояльно". По его словам, штабу Тимошенко нет смысла тратить силы и средства на создание нового телеканала за несколько месяцев до выборов.
Однако один из депутатов от БЮТ подтвердил НГ, что такой проект разрабатывается. По его словам, инициаторами выступили американские политтехнологи, работающие с Тимошенко. Логика заключалась якобы в том, что "доброжелательное отношение телевидения к премьеру может смениться на крайне негативное в разгар предвыборной кампании, ведь Тимошенко не водит дружбу с олигархами – владельцами телеканалов". Представитель БЮТ не знает о роли американских технологов в формировании нового телевизионного проекта, но подтвердил информацию СМИ о том, что в штабе Тимошенко работает группа консультантов, обеспечивших победу Барака Обамы в США.
Издание Украинская правда недавно сообщило, что американцы представляют компанию AKPD: "Это сокращенное название компании AKPD Message and Media – одной из самых известных в США PR-компаний, основанной в 1985 году в Чикаго, штат Иллинойс… Аббревиатура AKPD расшифровывается как David Axelrod, John Kupper, David Plouff & John Del Cecato. Все перечисленные лица так или иначе напрямую причастны к победе Барака Обамы".
Украинский политолог Михаил Погребинский подтвердил НГ, что информирован о работе этой команды в штабе Тимошенко, но предложил "не преувеличивать уровень влияния американцев". Хотя он допускает, что американцы могли бы принести идеалы свободы слова в жертву своему работодателю: "Бизнес есть бизнес. Американские технологи, кстати, работают в штабах многих кандидатов". При этом он отметил, что идея с созданием телеканала была заведомо провальной: "Невозможно столь масштабный проект реализовать за несколько месяцев".
Руководитель центра Украинский барометр Виктор Небоженко тоже сомневается, что американские технологи рекомендовали бы премьер-министру создавать небезупречный с точки зрения закона телевизионный проект, ведь это дает козыри в руки оппозиции, которая обвиняет Тимошенко в наступлении на свободу слова. "Но если это американцы, то они даже не понимают, в какое болото лезут. Сколько денег и сил ни вложи в централизацию работы областных телекомпаний, но, скажем, в Донбассе телевидение ни при каких обстоятельствах не будет работать на Тимошенко против Януковича", – считает он.
Эксперт отмечает, что на сегодня в украинской предвыборной гонке осталось два реальных кандидата – Тимошенко и Янукович. Хотя лидер Партии регионов опережает премьер-министра в предвыборном рейтинге, но ситуация может измениться: "Тимошенко выступает ярким, деятельным кандидатом, а Янукович вялый, серый. Он пока даже не использует в полной мере те возможности, которые предоставляет ему сама Тимошенко". Впутываясь в авантюры, которые дают оппозиции дополнительные козыри, Тимошенко фактически сама подыгрывает победе Януковича на выборах, приходят к парадоксальному выводу украинские эксперты.